«ДУХА НЕ УГАШАЙТЕ!»

15.12.2014

«ДУХА НЕ УГАШАЙТЕ!»

Талант был и профессиональный, и просто человеческий. А для нас она была еще и другом. Тем острее для нас эта потеря. Как будто иссяк источник тепла и тихой несказанной радости духовного общения. Она исподволь многому нас научила своей внутренней чистотой – умению любить, прощать, соболезновать, не придавать значения пустякам, и просто принимать жизнь такой, какая она есть, и любить ее во всех проявлениях. Видеть ее, говорить с ней – это было как награда в суете буден. С ее уходом мир обеднел, а мы все, кто знал и любил ее, осиротели.

Почти тридцать лет назад по воле судьбы, или скорее Божьим промыслом, Галина Павловна вместе с мужем Павлом Ивановичем Богомоловы и дочкой Настей попали из Киева в Горно-Алтайск. Оба профессиональные скульпторы, члены Союза художников СССР. Ей принадлежала идея скульптурной композиции у родничка, которую воплотил Павел Иванович. Она и сама была светлым, чистым родником. Мы мало говорили ей этих слов при жизни: Галина Павловна была необыкновенно скромным человеком и просила, чтобы мы ее «не искушали».

Но, как говорится, пути господни неисповедимы. Судьба распорядилась так, что Галина Павлова стала на путь иконописца, а вскоре и Павел Иванович, становится отцом Павлом, настоятелем Свято-Макарьевского храма.

Открытие первого храма в Горно-Алтайске – церкви в честь Преображения Христова и необходимость его обустройства подвигло Галину Павловну к написанию образа Богоматери «Скоропослушница» - иконы, перед которой молятся при многих недугах, за детей, а самое главное - о духовном прозрении. С тех пор иконопись стала ее основным уделом, хотя уже в Киеве ею были написаны первые иконы Богоматери «Владимирская» и «Казанская». Сейчас же общее число иконописных работ, написанных ею, – более ста. Они находятся в большинстве православных храмов Республики Алтай, а также в некоторых храмах Алтайского края. Занятие иконописца – часть подвижничества. Вклад Галины Павловны Махринской в формирование духовного климата современного Горного Алтая неоценим.

Икона – это духовное явление, и Галина Павловна не столько восстанавливала ремесло иконописания, сколько иконопочитание – правильное отношение к иконе, без которого она не может существовать. Для нее икона – не результат творческого самовыражения, а выражение соборного сознания Церкви через личный опыт и свой талант. Удивительно тонкое чувство цвета, внутренняя чистота, строгие сдержанные формы традиционного канона – вот что отличает ее иконописное мастерство .

Первой крупной работой Галины Павловны стало создание иконостаса для церкви св. Троицы в районном центре Троицк Алтайского края (1992). В иконостас вошли изображения «Тайной вечери», образ Богоматери «Державная», Образ Спасителя, изображения Праздников Рождества, Крещения, Входа Господня в Иерусалим, Вознесения, Рождества Богородицы, Введения во храм, Крестовоздвижения и Сретения.

Затем последовал иконостас для полковой церкви в честь Св. Георгия Победоносца воинской части села Заводское Троицкого района Алтайского края, в который помимо образов Спасителя и Богоматери «Державная», вошли святые покровители русской армии Георгий Победоносец и Святой Благоверный князь Александр Невский.

Но самой напряженной и поистине подвижнической стала работа над иконостасом для церкви св. Пантелеймона в с. Балыктыюль. В довольно короткий срок были созданы иконописные работы: Распятие с предстоящими, Евангелисты, Благовещение, Образ Спасителя, Образ Богоматери «Покрова», Архангел Гавриил, Архангел Михаил, Св. Николай Чудотворец, Святой целитель Пантелеймон, Крещение, Введение во храм, Воскресение, Троица, Рождество Спасителя, Рождество Богородицы, Серафимы и Херувимы (над вратами), святые Петр и Павел, Богоматерь «Казанская».

Создавая иконостас Балыктыюльского храма, Галина Павловна поместила в него образы традиционно чтимых в Горном Алтае святых: Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона, Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, а также образы преподобного Макария и Иоанна Тобольского.

К великому нашему сожалению, все это сохранилось только на фотографиях, так как Балыктыюльский храм был варварски уничтожен накануне праздника Преображения в 2005 году. Сколько боли и страдания это принесло художнице и ее близким!..

Самым любимым образом Галины Павловны стал образ Пречистой Девы. Православная церковь всемерно прославляет Богоматерь, которая для нее «высшая всех тварей небесных и земных», «честнейшая Херувимов и славнейшая без сравнения Серафимов». Галине Павловне в силу ее таланта удалось передать в своих иконах внутреннее достоинство Богоматери, нравственное Ее совершенство, тот предел святости, какой только доступен человеческому существу под воздействием благодати Божией.

Создавая образ Богоматери, Галина Павловна изображает Пречистую Деву в разные минуты ее благословенной жизни, пытаясь проникнуть в духовную жизнь Непорочной Девы: «Рождество Богородицы», «Введение во храм», «Благовещение».

В разные годы, с 1992 по 2014 год, Галина Павловна многократно создает иконы Богоматери. Среди них: «Скоропослушница», «Казанская», «Толгская», «Владимирская», «Тихвинская», «Державная», «Покрова», «Неупиваемая чаша», «Достойно есть», «Взыскание погибших», «Милостивая», «Утоли моя печали», «Абалацкая», «Отрада и Утешение».

Галина Павловна всегда радела об укреплении православной веры, о сохранении ее от ереси, об умирении врагов и о сохранении России. Именно поэтому она так часто обращалась к образу Богоматери «Владимирская» - иконе, которой суждено было стать покровительницей не только Владимирской, но и Московской Руси.

Многократно воссоздавала она и образ Богоматери «Казанская», особо почитаемой на Руси. По преданию, в 1579 году после страшного пожара Пресвятая Богородица явила всем свою чудотворную икону для того, чтобы более утвердить в христианской вере уже обращенных, а не веровавших же расположить к ней.

Один из самых любимых образов Галины Павловны – образ Богоматери «Державная», перед которой молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, но самое главное – о мире в стране и о сохранении России. «Боготочной звездой» стала эта икона, «страну Российскую всю обтекшая», лучами чудес Матери Божией «осиявающая всех блуждающих по морю страстного жития» (Кондак 5). Идея обретения спасения связана с этой иконой.

2004 год был особо продуктивным для Галины Павловны. В том году она завершает образ Богоматери «Достойно есть» («Милующей»). Чудотворная икона, перед которой Архангел возвестил новую песнь в честь Царицы Небесной, пребывает доныне на горнем месте алтаря Свято-Успенского Соборного храма в Карее – административном центре Афона. Многочисленные списки с афонской иконы «Достойно есть» или «Милующая» свято чтутся в русских храмах.

В том же 2004 году Галина Павловна пишет Образ Богоматери «Утоли моя печали». Смысл названия иконы объясняется в песнопениях и молитвах, которые оставлены в ее честь. «Радуйся, радосте наша! Избави нас от всякого зла и утоли наша печали». Название «Утоли моя печали» есть не что иное, как молитва к Божией Матери об избавлении от болезней и скорбей телесных и в особенности душевных, то есть греховных страстей, обуревающих сердце человека.

В Свято-Макарьевском храме Горно-Алтайска много икон, написанных Галиной Павловной, среди них и образ Богоматери «Абалацкая», особо почитаемой в Сибири. По преданию, Богородица явилась во сне в 1636 году благочестивой вдове Марии из села Абалак, недалеко от Тобольска.

Последней иконой, написанной Галиной Павловной, стала икона Божией Матери «Отрада и Утешение». Сюжет на иконе, в отличие от официального и строгого, - сердечный и чувственный, а нежное выражение лика Божией Матери дарит душе отдохновение и покой. В молитве к иконе говорится: «Укрепи в нас веру православную, вложи в нас дух страха Божия, дух смирения, терпения и любви». Акафист Пресвятой Богородице гласит: «Радуйся, Радосте наша, отраду и утешение верным дарующая». Так хотела вечной радости этому миру и Галина Павловна. Икону эту она передала в Храм с. Чоя, где живут ее дети.

Образы Богородицы, написанные Галиной Павловной, раскрывают не только духовный мир Царицы Небесной, но и масштаб ее собственной души, самую ее глубинную суть – любовь к ближним и желание молиться за них, стремление укрепить сомневающихся в вере Христовой, желание мира и процветания России. Каждый иконописный образ, воссозданный ею, говоря словами И. Дамаскина, возводит ум зрителя «чрез телесное созерцание к созерцанию духовному». Человек высокой духовности, она один из тех подвижников, кто всем своим творчеством взывает к соотечественникам как апостол Павел «Духа не угашайте!».

Сохраним в наших душах ее светлый и лучезарный образ.

Н. Гребенникова, Н. Табакаева, Л. Толстых, О. Ракина. Т. Мартиросян.