На острове красной земли

22.04.2015

На острове красной земли

Наверное, у каждого, услышавшего слово «Гавайи», воображение тут же начинает рисовать райский уголок, где все живут беззаботно, играя на укулеле (маленькой гавайской гитаре) и танцуя хулу. На самом деле, это лишь красивая сказка для туристов, а реальная жизнь далека от совершенства.

Впервые Гавайские острова были заселены полинезийцами в III-IV веках. Для европейцев их открыл английский капитан Джеймс Кук в 1778 году. Как оказалось, климат островов идеально подходил для выращивания сахарного тростника, интерес к производству которого и привел к очень активному освоению территории. На Гавайи стали прибывать рабочие из азиатских и европейских стран: китайцы, японцы, филиппинцы, корейцы, португальцы с острова Мадейра, немцы и норвежцы. Местное население, столкнувшись с занесёнными извне инфекциями, от которых у него не было иммунитета, вымерло: к концу XIX века от 300-тысячного полинезийского населения осталось около 30 тыс. человек.

Вместе с коренными жителями постепенно исчезала их культура и язык. И хотя сегодня гавайский язык считается официальным наряду с английским, мало кто владеет им действительно свободно. Для решения этой проблемы в штате существуют так называемые emergency schools («школы неотложной помощи»), где детей, в основном потомков коренных гавайцев, обучают языку их предков. Поэтому сегодня в большинстве случаев молодежь и дети владеют гавайским языком гораздо лучше своих родителей и дедушек-бабушек. Наиболее ярко гавайский язык присутствует в местных топонимах: названиях островов, гор, городов, улиц и пр.

Большое внимание в штате сегодня уделяется возрождению культуры и традиционных знаний. Именно этому вопросу была посвящена первая часть нашей поездки. Основными проводниками в мир гавайской культуры для нас стали Апела Колорадо, директор Всемирной сети знаний коренных народов (Worldwide Indigenous Science Network http://www.wisn.org/) и её супруг, выдающийся мастер резьбы по дереву, Кеола Секвейра, организовавшие в своём доме четырёхдневный семинар, собравший не только потомственных гавайцев, но и участников из Китая, Японии, Филиппинских островов, Франции и Канады.

Основной из ключевых тем семинара было обсуждение возможностей объединения западных (официальных) и традиционных подходов к решению тех или иных вопросов. Например, участница из Канады представила презентацию об уникальном центре при Институте Нечи (The Nechi Training, Research and Health Promotions Institute http://www.learning-communities.ca/), специалисты которого помогают представителям местных племён избавиться от разных форм зависимости (алкогольной, наркотической, игромании и др.). При этом процесс лечения включает как стандартные медицинские процедуры (например, дезинтоксикация), так и широкий спектр психологических мер воздействия, направленных на возвращение больного в семью и общину.

В настоящий момент Апела Колорадо также является руководителем программы Indigenous Mind (можно перевести как «традиционное мышление коренных народов») при университете Ubiquity https://www.wisdomuniversity.org/index.htm, в рамках которой магистранты и докторанты знакомятся с философией коренных народов, методами сбора традиционный знаний, пытаются глубже познать историю и культуру своих предков.

Вторая часть поездки касалась большей частью экологических вопросов и была подготовлена Стэнтоном Эномото, координатором программ по культурной адаптации Ассоциации по изменению климата тихоокеанских островов (the Pacific Islands Climate Change Cooperative http://piccc.net/). Участники проекта получили возможность посетить остров Кахоолаве (Kaho’olawe http://kahoolawe.hawaii.gov/), имеющий уникальную и довольно трагическую историю. Первые мореплаватели высадились на Кахоолаве в конце X века. В течение долгого периода остров использовался исключительно для проведения религиозных и культурных церемоний. Позже здесь располагалась мужская колония. В период с 1938 по 1990 остров был тренировочной базой для солдат и морских пехотинцев, а также полигоном ВМС США и нещадно обстреливался с воды и воздуха. До сих пор на острове имеются участки неочищенные от «военного мусора», на которых можно видеть останки разбомбленных мишеней: автомобилей, резиновых шин, окрашенных в белый цвет … и много-много осколков разного калибра. До сих пор на острове и в окружающих его водах имеется большое количество неразорвавшихся снарядов. Кроме того, в течение 200 лет этот крошечный остров (18 км. в длину и 9,7 км. в ширину) был пастбищем для более чем 50 000 коз, которые полностью уничтожили плодородный слой почвы. Сегодня Кахоолави – это практически безжизненная пустыня, точнее даже Марс, поскольку почва имеет красно-бурый цвет. Вследствие эрозийных процессов и проливных дождей более 1,9 миллионов тонн (!) почвы ежегодно смывается в океан.

Для возрождения острова была создана Комиссия по сохранению острова Кахоолави (Kahoolawe Island Reserve Commission, KIRC). Эта организация реализует ряд программ, в первую очередь по борьбе с эрозиными процессами. Для работы на острове в основном привлекаются волонтеры, которые стоят дамбы из мешков с песком, выкорчевывают инвазивные виды растений и засаживают территорию местными. Это очень сложная работа (за 4 дня пребывания на острове каждый из нас перекидал более тонны песка, не считая перетаскивания 15 литровых канистр с водой для полива саженцев и пр.), особенно учитывая жаркий климат и постоянную пыль. Однако многие американцы считают за честь принять участие в такого рода волонтерских проектах и даже платят за это, т. е. самостоятельно оплачивают проезд, проживание и питание. (Было бы хорошо внедрить как можно больше волонтерских программ и у нас, ведь работы действительно хватает, а человеческих ресурсов нет.) Зато когда видишь результаты, молодые зеленые кустики среди пустыни, от восхищения просто дух захватывает.

После возвращения с Кахоолави попали в настоящий зеленый рай, по крайней мере, так нам показалось. Мы посетили уникальный Национальный парк Халеакала, основной достопримечательностью которого является потухший вулкан с одноименным названием, а также провели ряд рабочих встреч с представителями администрации и сотрудниками парка. Темы обсуждались самые разные: научные исследования по сохранению биоразнообразия, организация работы визит-центров, оборудование экологических троп, разработка экскурсионных программ, вопросы взаимодействия администрации парка и коренных гавайцев, для которых определённые участки парка имеют особое сакральное значение.

В целом поездка была очень интересной, насыщенной, и стала своего рода ответным визитом, ведь и Апела Колорадо и Стэнтон Эномото ранее побывали в Республике Алтай. Хочется надеяться, что наше сотрудничество с этим удивительным регионом будет развиваться. Особенно полезным, на мой взгляд, такой опыт мог бы стать для студентов естественно-географического факультета. Главное - желание, ну и, конечно, знание английского языка.

Сейчас в рамках проекта «Природа и культура без границ» началась ещё одна образовательная поездка в США. На этот раз её участники посетят старейший в мире Национальный парк Йеллоустон и другие особо охраняемые природные территории, резервации американских индейцев, Университет штата Монтана и пр. Наш университет в этой поездке представляют декан факультета алтаистики и тюркологии С.Б. Сарбашева и студентка историко-филологического факультета Ш. Черноева.