ТРАДИЦИОННАЯ ОХОТА ДЕРБЕТОВ

24.10.2014

ТРАДИЦИОННАЯ ОХОТА ДЕРБЕТОВ

Дербеты – этническая группа ойратов, компактно проживающая на территории Увс- аймака Монголии. Традиционно в хозяйстве дербетов доминирующую роль играет полукочевое скотоводство.

Первые упоминания об ойратах, «лесном народе», встречаются в важнейших источниках по средневековым монголам: «Сборнике летописей» персидского учёного Рашида ад-Дина (XIV в.) и «Сокровенном сказании монголов» (1240 г.). Где отмечается, что они занимались, главным образом, охотой. Что вполне соответствует природно-ландшафтному окружению средневековых ойратов.

Б.Я. Владимирцов в 1908 году отмечал, что охотой занимается преимущественно беднейшая часть населения, не имеющая достаточного количества скота, промышляют дербеты, главным образом, сурка. Шкуры выменивают у русских на необходимые товары [Владимирцов, 2002, с. 77]. До 1915 года в Россию вывозили свыше 100 тысяч шкур ежегодно, что приносило не один десяток тысяч рублей ежегодно. На сурка обычно ставили капканы [Грум-Гржимайло, 1926, с. 230].

В советский период шкурки сурков в силу своего высокого качества продолжали составлять существенную статью экспорта, вывозили несколько миллионов экземпляров в год [см., например, Народы МНР, с. 741-742]. Всё это поставило сегодня популяцию сурков на грань исчезновения [см. подробнее Адъяа, Я., Брандлер О.В., 2011].

Современные исследователи традиционного природопользования монголов уделяют основное внимание историческому хозяйству халха [см., например, Дробышев, Гунин, Сыртыпова, 2011, с. 274-277]. Основная проблема состоит в отсутствии полного монографического описания традиционного природопользования у ойратов, его специфики, трансформации в исторической динамике, и отличительных особенностей в сравнении с природопользованием халха-монголов.

Специфика этногенеза и этнической истории ойратов, отличие его от этногенеза халха-монголов позволяет выявить самобытный пласт традиционной ойратской охоты, сохраняющейся вплоть до настоящего времени. В данных тезисах, не останавливаясь на подробном анализе источников, дадим краткое описание современной охоты дербетов, основанное на полевых исследованиях в Западной Монголии в июле 2011 года.

Известно, что монголы охотятся на тарбаганов, антилоп, белок, лисиц, волков, хорьков, архаров и т. д. Здесь мы рассмотрим только одну форму охоты – индивидуальную активную на монгольского сурка или тарбагана (Marmota sibirica).

Процесс охоты состоит из нескольких этапов: приманивание даллах, выслеживание и прицеливание с собственно выстрелом. В роли приманки даллуур выступает кисточка, собранная из волос хвоста яка сарлагийн суул. Волос состригают в августе после линьки. Охотник, держа приманку в правой руке, вращает её над головой и семенящими шагами по извилистой траектории перемещается по долине. Таким образом, охотник подражает лисе, которая, держа хвост «дыбом» и подергивая его кончиком, так привлекает тарбаганов. И они, будучи по природе своей очень любопытными зверьками, вылезают из нор и отзываются свистом на эти движения. Их ответная реакция называется гошгорох.

Теперь охотник переходит к следующему этапу. Он опытным взглядом определяет наиболее удобно для него расположенного тарбагана, ложится на землю и ползком приближается поближе к норе, из которой едва высовывается зверь. Здесь охотник старается выбрать такое место, чтобы максимально сокрыть себя от зверя, например, небольшой пригорок. Время от времени, когда тарбаганы перестают свистеть, он снова начинает размахивать приманкой.

Выбрав наиболее удобное положение, он стреляет, затем немедленно бежит к зверю, чтобы тот, если не убит, а ранен, не успел забраться в нору, и в таком случае добивает его. С выстрелом свист резко обрывается, но потом у зверей любопытство берёт верх, и они снова и снова клюют на эту приманку.

В тарбагане ценятся внутренние органы. Желчный пузырь, проглоченный сырым, очищает человеческий организм от шлаков и токсинов. Поджелудочная железа помогает от болезней поджелудочной железы человека. При разделке зверя, легкие выбрасывают, как и у животных с горячим дыханием, к которым относят и тарбагана.

Анализ полученных материалов выводит намеченное исследование на качественно новый уровень. Он поднимает вопросы, касающиеся экофильности традиционной культуры монголов, а также выявления факторов, влияющих на характер хозяйственной деятельности населения Монголии.

Развитие этих тезисов позволит подойти к проведению комплексного анализа трансформационных процессов в природопользовании ойратов.

Список литературы.

Адъяа, Я., Брандлер О.В. Состояние популяций сурков в Монголии // Степной бюллетень. – Новосибирск, 2011. – №31. – С.46-49.

Владимирцов Б.Я. Поездка к кобдоским дэрбэтам летом 1908 г. // Работы по истории и этнографии монгольских народов / Б.Я. Владимирцов; Редкол.: В.М. Алпатов (пред.) и др.; Сост. Г.И. Слесарчук. – М.: Вост. лит., 2002. – С. 68-91.

Грум-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Том третий. Выпуск первый. Антропологический и этнографический очерк этих стран. ‑ Л., 1926. ‑ Т. III. – Вып. I. – 415 с.

Дробышев Ю.И., Гунин П.Д., Сыртыпова С.-Х.Д. Природопользование монголов до объединения их под властью Чингис-хана // Экология древних и традиционных обществ: сборник докладов конференции. – Вып. 4. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2011. – С. 274-277.

Народы МНР // Народы Восточной Азии / Под редакцией Н.Н. Чебоксарова, С.И. Брука, Р.Ф. Итса, Г.Г. Стратановича. – М.-Л.: Изд-во «Наука», 1965. – С. 697-788.