Школа молодых интродукторов

28.05.2014

Школа молодых интродукторов

Интродукция растений – это введение дикорастущих растений в культуру с целью выявления полезных, пищевых, лекарственных, декоративных видов, либо с целью сохранения редких и исчезающих растений, и их изучения в культуре. Проведение такой школы была идеей председателя совета ботанических садов Сибири и Дальнего Востока д.б.н., проф. А.Н. Куприянова. Он прочел лекцию «Интродукция как инновация», о глобальном значении интродукции. «Наука интродукция существует около 500 лет, а ее корни уходят в доисторические времена, когда первобытный человек «приручил» первое дикое растение. За эти сто веков взаимный обмен полезными растениями произошел на всех континентах. Достаточно выглянуть в окно, и мы увидим американский клен, забайкальский кизильник, монгольский карагач и другие привезенные растения. Нам следует внимательно изучать, наблюдать, сохранять природные богатства и только на этой основе создавать новое: будь то привлечение в культуру новых полезных растений, или раскрытие новых полезных свойств растений, или создание новых сортов. Все это является задачей интродукции растений – древней науки, лежащей в основе благополучия человечества. На внедрение одного вида из дикой флоры в культуру уходит около 20 лет. Глобальность открытия нового вида для культуры за это время занижается и воспринимается обществом как вполне рутинное дело. И только спустя десятилетия общество начинает задумываться – откуда же взялись растения, которые их лечат, дают пищу, украшают жизнь? А за всем этим стоит скромная, тихая наука Интродукция».

Заведующая лаборатории интродукции декоративных растений ЦСБС СО РАН, д.б.н., проф. О. Ю. Васильева прочитала лекции для начинающих интродукторов о методах, применяемых в интродукционных экспериментах, к.б.н. ИЭЧ СО РАН Т.Е. Буко рассказала о заготовке растений в полевых условиях с дальнейшей посадкой их в культуре. На практике мастер-класс продемонстрировал ботаник, флорист и ландшафтный дизайнер ЦСБС СО РАН Ю.В. Овчинников. С помощью пилы и секатора, он показал, как правильно обрезать деревья, как придать деревьям и кустарникам красивые, необычные формы в виде шара, зонтика, пирамиды и др. Больше всего молодым специалистам понравились практические занятия, когда они смогли самостоятельно работать над кустарниками и деревьями, приобрели навыки и умения формировать кроны деревьев, ознакомились основами топиарного искусства. Мода на каменистые горки, декоративные огороды и небольшие водоемы никогда не исчезнет с наших участков. Сейчас уже входит в моду стрижка деревьев и кустарников в виде разных фигур. В наше время интерес к топиарному искусству все больше набирает обороты. Топиарное искусство (англ. top – вершина) – фигурная стрижка деревьев и кустарников, придание им геометрических и фантастических форм.

Топиарное искусство известно ещё со времён Древнего Рима. В садах Древнего Рима умелая техника подрезки ценилась очень высоко. Существовали профессиональные объединения мастеров художественной формовки.

Из дубов, калины и вечнозеленых лавров создавались живые шедевры. С помощью сложных специальных приспособлений кронам растений придавали четкие формы. Свое второе рождение топиарное искусство получило в эпоху Ренессанса: аккуратно стриженые бордюры, обрамляющие дорожки и цветники, целые зеленые комнаты, образованные высокими зелеными стенами из липы, граба, туи или тиса, причудливые фигуры и затейливые растительные лабиринты.

Несколько позже, в XVII веке правопреемницей и законодательницей топиарной моды стала Франция с ее регулярными садами. При Петре I это садовое творчество проникло и в Россию, яркий пример тому – Петродворец с его зелеными стенами, конусами, шарами и аккуратно стрижеными бордюрами.

Процесс создания топиарных скульптур очень кропотливый и трудоемкий, формируют растения постепенно, год за годом приучая их к новым формам, а затем поддерживая эти формы регулярными стрижками. Наименьший срок для создания небольшой анималистической фигуры 6-7 лет. Сначала с помощь стимулирующих подкормок активизируют рост, на второй год начинают формировать скелетные ветви и только лишь лет через пять начинает обрисовываться силуэт. Получить геометрические фигуры – более простая задача, но тоже требующая терпения и специальных знаний. В наших условиях для создания изгородей, стен, разных форм из хвойных пород идеально подойдут ель сибирская, туя западная, можжевельники – это медленно растущее дерево с довольно плотной кроной, очень долговечное.

Такая школа была бы полезна не только молодым ученым, ботаникам, но и обязательно нужна для всех нас, у кого есть сады, огороды, куда мы стараемся привозить красивые растения, сажая их у себя, и правильно ухаживать за ними.

По результатам школы молодых интродукторов всем участникам были выданы сертификаты. Решением совета ботанических садов Сибири и Дальнего Востока было принято проводить такую школу ежегодно в разных ботанических садах.

Участникам школы очень понравился наш ботсад своей ухоженностью, красотой, чистым воздухом.